|
|
|
|
|
|
|
|
По уровню продаж лидирует растворимый кофе. Почти две трети реализации данной продукции приходится на три компании. Более 40% всех продаж на территории нашей страны осуществляет компания 'Нестле', около 17% - санкт-петербургский завод 'Крафт Фудс'. В начале 2009 г. предприятие разработало стратегию введения усовершенствованных производственных мощностей, и уже за восемь месяцев работы в новом режиме увеличило объемы производства более чем на 40% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. И, наконец, третье место на данный момент занимает компания 'Чибо' (13%). Практически вся продукция изготавливается за границей, а на отечественных предприятиях осуществляется лишь расфасовка. Успешно работают на внутреннем рынке 'Орими Трейд', 'Московская кофейня на паях', 'Русский продукт'. В секторе кофейной промышленности существуют некоторые черты монопольной конкуренции. В последние годы определились так называемые 'основные игроки'. В сегменте зеленого кофе (разновидность натурального кофе сорта 'Арабика') это 'Орими Трейд' и 'Бернхардс Родфос'. 'Принимающими' компаниями при производстве молотого кофе являются 'Крафт Фудс', 'Чибо', 'Орими Трейд', 'Русский продукт', 'Паулинг' и 'Куппо'. В продаже растворимого кофе в России конкурируют между собой все те же 'Нестле', 'Крафт Фудс', 'Чибо', 'Русский продукт', а также 'Московская кофейня на паях' и 'Гранд'. Перспективы развития рынка и изменения производительных сил в кофейном секторе исследуют специалисты Организации производителей кофе в России и Ассоциации 'Росчайкофе'. Эксперты уверены, что основной тенденцией на отечественном рынке является увеличение производства кофе внутри страны. Компании, которые на данный момент находятся в статусе обслуживающих западные фирмы, уже движутся по пути самостоятельного изготовления продукта и создания новых вкусовых характеристик как растворимого, так и натурального кофе. Председатели Организации производителей кофе в России, в которую входят крупные заводы, обладающие существенной долей рынка ('Крафт Фудс', 'Нестле', 'Чибо', 'Дау Эгбертс' и др.), готовят проекты по обеспечению на предприятиях полного цикла производства растворимого кофе. Предполагается, что на отечественных заводах будет происходить первичная и вторичная переработка поступившего сырья, а также расфасовка готового продукта. Подобные изменения создадут предпосылки становления кофейной промышленности в России, нацеленной уже не только на импорт, но и на экспорт, причем в значительных объемах.
По прогнозам специалистов Ассоциации 'Росчайкофе', уже к 2011 г. российские предприниматели обеспечат бесперебойное внутреннее производство кофе и увеличат экспортный потенциал рынка. Этому будут способствовать не только грамотная производственная, ассортиментная и ценовая политики, но и многочисленные декларируемые и реализуемые инвестиционные проекты ведущих изготовителей кофе. По оценкам этой же Ассоциации, несмотря на последствия финансового кризиса, рост производства и потребления сохранится на прежнем уровне и останется равным примерно 5%. Стремление предпринимателей перейти на производство натурального кофе приведет к увеличению доли этого сегмента на рынке кофе в целом.
Обе организации надеются на поддержку со стороны государства. Кофейная промышленность считается динамически развивающимся сектором экономики, а потому и весьма рентабельным. Поэтому предприниматели ждут помощи в решении некоторых проблем, требующих правительственного вмешательства (противостояние монополизации рынка, увеличение таможенных пошлин на ввозимый кофе, создание благоприятного инвестиционного климата). Демонополизация и увеличение количества активных участников рынка положительно скажутся на производительности каждого предприятия и обеспечат стремление компаний предлагать населению продукцию самого высокого качества. Антимонопольная политика должна сопровождаться и антидемпинговыми мерами. Иностранные производители, продающие кофе российскому потребителю по ценам ниже декларируемых, не могут более оставаться участниками рынка, так как срывают развитие внутреннего производства. В связи с этим прогнозируется усиление таможенного контроля. К примеру, в ближайшие месяцы таможенные пошлины на импортируемый молотый кофе поднимется с 0,4 евро/кг до 0,5 евро/кг. Увеличатся тарифы и на поставки растворимого кофе. Благодаря усилиям государства и Ассоциации 'Росчайкофе' возросла доля инвестиций в кофейную промышленность. Участники рынка вкладывают средства в строительство новых фабрик по производству растворимого, жареного зернового и молотого кофе. В прошлом году в Ленинградской области был открыт завод, производящий натуральный молотый кофе и обошедшийся инвесторам более чем в 3 млн. долл. Фабрика работает под руководством ведущей кофейной компании 'Орими Трейд' и выпускает до 7 тыс. тонн готового продукта в год. Подобными производственными мощностями может похвастаться лишь предприятие 'Крафт Фудс', еще один лидер отрасли. Благодаря крупным инвестициям воплощаются в жизнь проекты Организации производителей кофе. Производство полного цикла существует на заводе, принадлежащем 'Московской кофейне на паях'. В его строительство было вложено более 50 млн. долл. Компания 'Русский продукт' позаботилась о возведении фабрики в Калужской области и инвестировала около 30 млн. долл. Сейчас там создана почва для производства агломерированного кофе полного цикла. Бесспорным победителем в этой инвестиционной борьбе стала швейцарская фирма 'Нестле', в планах которой ввести в Краснодарском крае в работу завод стоимостью 120 млн. долл. по производству растворимого кофе полного цикла. Таким образом, на российском рынке кофе в ближайшем будущем произойдут существенные изменения. У предпринимателей появится возможность развивать производство полного цикла и ориентировать свою продукцию на экспорт. Благоприятный инвестиционный климат и государственная политика расширят долю внутреннего рынка и укрепят позиции кофейной отрасли в экономике.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|
|