|
За хлебом и куревом
Екатерина Богачева, вице-президент по консалтингу в розничной торговле Русской школы маркетинга: К розничным предприятиям малого формата мы относим продуктовые магазины (мини-маркеты), магазины промышленных товаров, магазины на заправках, сети магазинов, розничные магазины типа "Бутик", "Спорт", овощные лавки, павильоны, киоски, лотки.
Рассмотрим подробнее продовольственные магазины. В спальных районах наиболее востребованы малые формы современной торговли - 'магазины у дома' или 'магазины за углом', еще их называют конвиньенс (от англ. convenience store - удобный магазин), магазин шаговой доступности. Именно этот формат магазинов активно осваивают крупные продуктовые торговые сети эконом-класса ("Копейка" и "Пятерочка").
На Западе обычно convenience называют магазины с торговой площадью 50-100 кв. метров. Разновидностями конвиньенсов являются мини-супермаркеты при АЗС, предприятия с торговлей через прилавок.
На фоне глобализации форматов торговли страдают не только рынки, но и малый бизнес. Его удельный вес по сравнению с 2003 годом несколько сократился (на 0,9%), а доля крупных и средних предприятий продолжает увеличиваться: от 22,7% в январе - декабре 2003 года до 25,9% по итогам 2004-го. Однако такой дисбаланс заметили сети "Патэрсон" и "Седьмой континент". Помимо основного формата "супермаркет", они сделали ставку на небольшие магазины самообслуживания типа конвиньенс. Это один из самых перспективных форматов торговли. Он очень устойчив с точки зрения как бизнеса, так и востребованности покупателем. На мой взгляд, этот формат станет еще более востребованным в силу дефицита больших торговых площадей.
Торговая площадь магазина малого формата, как правило, ориентировочно колеблется в пределах 200-500 кв. метров. Ассортиментный перечень ограничен основными группами товаров повседневного спроса и составляет порядка 500-2000 наименований.
Цены - средние или ниже средних. Форма обслуживания - самообслуживание или индивидуальная через прилавок. Конвиньенс находится в "шаговой" доступности от жилых районов, до 10 минут пешком, и предназначен для повседневных покупок 3-5 раз в неделю. Магазины данного формата обычно ориентированы на все категории покупателей, проживающих в шаговой доступности от магазина, независимо от уровня дохода. Кристина Удалова, руководитель проектов по мерчендайзингу Global Consulting:
Малый формат торговли- это небольшие магазины с узким ассортиментом. Площадь таких магазинов не превышает 300 кв. метров (если говорить о продуктовых). На такой небольшой площади даже не всегда организовывается самообслуживание. Сколько бы ни строилось вокруг гипермаркетов и супермаркетов, магазины у дома никогда себя не изживут. Во-первых, если человеку нужно купить хлеб и сигареты, он не пойдет до ближайшего супермаркета, даже если там супернизкие цены, а зайдет в первый попавшийся небольшой магазин. Это экономит время! Во-вторых, небольшой магазин около дома- он свой. Мы знаем там продавцов, ассортимент, даже можем влиять на ассортимент. Поэтому с небольшими магазинами людей часто связывают приятные эмоции, что немаловажно в торговле. Тесно на полке
Особенности этих магазинов с точки зрения мерчендайзинга- это небольшие полочные пространства, которые также требуют эффективной организации. Почти целиком, считают эксперты, успех такого магазина зависит от правильно подобранного ассортимента. Его должны составлять в первую очередь самые популярные и продаваемые товары. Конечно же, полочное пространство в таком магазине ограничено, и поэтому грамотно составить там ассортиментную матрицу будет нелегко.
Конвиньенс не рассчитан на большой поток покупателей, поэтому проходы между стеллажами значительно уже, чем в супермаркете, 0,9-1,4 метра, что несколько ограничивает использование POS-материалов, совместной выкладки, организацию палетной выкладки.
Небольшая площадь, небольшой ассортимент, небольшое количество персонала, небольшое количество посетителей дают возможность магазину делать обслуживание покупателей индивидуальным и оперативно реагировать на запросы и предпочтения покупателя в данном конкретном районе, чего не могут себе позволить крупные магазины. Екатерина Богачева:
Что касается конкуренции, то магазины у дома как раз образуются именно там, где конкуренция отсутствует, в противном случае в проигрыше окажутся оба магазина. Как-то на днях я зашла в маленький магазинчик - около 20 квадратных метров из сэндвич-панелей - в небольшом коттеджном поселке за городом. В округе радиусом пять километров не было ни одного магазина, а мне очень хотелось есть. Я мало надеялась на этот магазин, но все же решила зайти. И уткнулась в закрытый прилавок и очень жизнерадостную продавщицу. Я была потрясена тем, насколько грамотно там был составлен ассортимент. Казалось, в этом магазине есть все! Я купила фрукты, творог, шоколадку, крабовые палочки, корм для кошки и много еще разных мелочей. Что удивительно, зайдя внутрь, поначалу подумала, что ничего нужного для меня там нет, просто невозможно было ничего увидеть от обилия товаров, но на каждый мой вопрос: 'А есть ли у вас:' продавец отвечала: 'Есть!' И тут меня осенило! Из практики знаю: действительно шикарный ассортимент имеется в магазинчиках без самообслуживания с очень контактными и вежливыми продавцами. И ассортимент этот выстраивается путем общения с клиентами и оперативного реагирования на их запросы. Думаю, если бы в таких магазинах было самообслуживание, составление оптимального ассортимента длилось бы гораздо дольше, хотя постоянным клиентам было бы удобнее выбирать товары. Мерчендайзинг в МФТ- это сервис
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|