|
Категоризация выступает как инструмент, посредством которого человек систематизирует свое окружение. Из многих пар категорий можно составить целостный образ человека. Этими исследованиями занимаются в отрасли психологии, которая носит название "психосемантика". Голдберг утверждает, что в "коллективном сознании существует некий категориальный шаблон восприятия человека человеком, описываемый факторной структурой так называемой "Большой пятерки" ("Big Five"). Впоследствии эта пятичленная структура выявлялась неоднократно разными авторами (Шмелев А.Г., Матвеева Л.В.). Небольшие различия состояли лишь в интерпретации факторов, то есть категорий: Дружественность, согласие Альтруизм, дружелюбие Коммуникативность, Дружелюбие Пылкость, экстраверсия Активность, экстраверсия Активность, эмоциональная выразительность Совестливость, сознательность Самоконтроль, сознательность Уверенность в себе, сила "Эго" Эмоциональная стабильность Стабильность Деловитость, контроль над "Эго" Интеллект, культура Интеллигентность Интеллект, лидерство в общении, индивидуальность стиля Помимо описания другого через систему категорий у каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям. Одновременно у него складываются и требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в том или ином виде деятельности. Соответственно этим требованиям у него возникают и определенные "эталоны", с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих данную общественную функцию. Формирование эталонов, которыми человек пользуется при оценке личности, хотя неизбежно и определяется многочисленными влияниями общества, но для самого человека оказывается в большинстве случаев стихийным процессом, и он может не сознавать, что у него формируются те или другие эталоны, и что они всегда вносят свою лепту при оценке другой личности. Например, культурная норма предписывает, что мужчина должен быть выше, чем его партнерша. Эталоны, актуализирующиеся у человека при оценке им другой личности, отличаются различной степенью обобщенности и выступают в различных формах. Это может быть образ конкретного человека, являющийся в глазах индивида персонифицированным носителем того или иного положительного или отрицательного качества или группы качеств. Это может быть и более обобщенный образ "хорошего мальчика", "руководителя", "героя", "лентяя" и др. Это, наконец, могут быть уже сложившиеся в предшествующем опыте человека понятия о типах личности и характерной для каждого из них совокупности категорий также о поведении человека, обладающего этими качествами. Гольдхабер предлагает, например, рассматривать на экране три типа харизмы человека: герой (идеальный образ с точки зрения культуры), антигерой (обыватель, с которым может идентифицировать себя обычный человек), мистическая личность (обладающая необычными способностями и умениями). Помимо эталонов, выполняющих при познании одним человеком другого роль мерок, которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то классу или типу, у человека могут быть выявлены и наборы качеств, которые он склонен приписывать тем лицам, класс которых, как ему кажется, им установлен. Это явление "приписывания" получило у исследовавших его ученых название стереотипизации, а наборы качеств, которые человек придает познаваемой им личности, соответственно были названы оценочными стереотипами. Итак, в условиях дефицита информации и времени люди склонны приписывать друг другу причины поведения и сами образцы поведения или какие-то общие характеристики. Приписывание может осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-либо образцом, имеющимся в прошлом опыте субъекта восприятия или на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Стереотип - это некий устойчивый образ какого-либо явления, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы начинают срабатывать уже тогда, когда оцениваемые люди отличаются друг от друга только своими физическими характеристиками. Социальные стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения представлений о тех группах, к которым они относятся. На практике стереотипы существуют и функционируют как обобщенный собирательный образ единичного представителя данного класса. Исследования американской телевизионной и печатной рекламы отмечают стабильную картину гендерных стереотипов, которая на протяжении многих лет остается без изменений. "В изображении взрослой женщины подчеркиваеися пассивность, почтительность, недостаток ума, доверчивость и то, что они должны расплачиваться за усилие что-то преодолеть. Мужчины же изображаются как творческие, сильные, самостоятельные и устремленные к успеху люди" /Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С., Реклама. Принципы и практика/. В содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей определенной национальности. Итак, в формировании стереотипов огромную роль играют три важнейших механизма: обобщения, категоризация и оценочные эталоны. Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что стереотипы в межгрупповом восприятии играют очень важную положительную роль, поскольку служат для "экономии мышления". Что касается стереотипов восприятия в рекламной коммуникации, то эта "экономия мышления" при дефиците времени способствует быстрому и по большей части окончательному формированию отношения к коммуникатору и, следовательно, к рекламируемому им товару. Цель и методы исследования Целью нашего исследования было выявление и анализ зрительных стереотипов в рекламной коммуникации. Выявление различий в представлении желаемого коммуникатора у мужчин и женщин. Соотнесение различия зрительных стереотипов с одним из 3-х видов рекламируемого товара: продуктов питания, парфюмерии и косметики и бытовой техники и по возможности выявление причин их различия, исходя из важности предпочтений определенных характеристик товара.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
|
|
|
|
|