|
13 марта 2006 года Президент Российской Федерации подписал новый закон о рекламе, который вступил в силу с 1 июля 2006 года. В законе оказалось сорок статей, но не оказалось границ. В поисках границ проведем анализ ст.2-3 Закона.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. 2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на: 1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума; 2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; 3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; 4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой; 5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; 6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; 7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке; 8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару; 9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. 3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги. 4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Итак, в рассматриваемой статье устанавливаются границы действия Закона. В зону действия Закона попадает только та реклама, которая распространяется в России. К примеру, если российские компании заказали производство рекламы за рубежом, но предполагают ее размещать в России, то применяется российское законодательство о рекламе. Если размещение российской рекламы предполагается за рубежом, то следует руководствоваться законодательством страны, где произойдет размещение. При применении норм Закона о рекламе необходимо учитывать сферу действия данного Закона. В ч.2 ст.2 приведен исчерпывающий перечень информации, на которую Закон не распространяется. 3.1. Традиционно это политическая и агитационная информация, которая по настоящее время не имеет законодательно закрепленных механизмов регулирования. Поэтому достаточно актуален вопрос о необходимости создания седьмой главы, посвященной политической рекламе. Особенно, если учесть, что в настоящий момент, часть положений Закона (например, понятийный аппарат, а также положения Закона о запрете демонстрации в рекламе процессов курения и использования бранных слов или использования методов скрытой рекламы) применимы к политической рекламе. Но каждый случай обращения к Закону в политической рекламе может вызвать вполне объяснимые разночтения, конфликты и споры участников. При этом, очевидно, нельзя в полной мере распространять на политическую рекламу ограничения для недостоверной, недобросовестной и скрытой рекламы, которые традиционно предъявляются к коммерческой рекламе. Поскольку практически в любой предвыборной кампании можно обнаружить рекламу, которая обещает нечто невыполнимое. Дело в том, что впоследствии нельзя привлечь к ответственности тех, кто не выполнит свои обещания, даже если они будут избраны в руководящие органы, за то, что, например, они не сократили, как обещали, инфляцию, не увеличили пенсии, пособия и стипендии. Условия распространения агитационных материалов, проведение предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума указаны в ст. 48-54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"(СЗ. -2002.-N24.). Новый Закон, как и прежний, не дает точного ответа на вопрос обязательно ли учитывать в общих максимальных квотах на рекламу в СМИ материалы предвыборной агитации? Хотя по логике Закона это следует делать.
3.2. Обязательная информация, доводимая кем-либо до потребителя в соответствии с федеральным законом (см., например, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"1, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ФЗ от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях"3, ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" , ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"" , ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ). Скажем, публикация в СМИ результатов розыгрыша тиражной лотереи рекламой не является.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|