|
Принято думать, что социальная ответственность - это из области отношений бизнеса и общества, а вот благотворительность - деяние сугубо личностное. Приватность, а то и глубокая интимность, свойственная - или приписываемая по привычке - благотворительности, не позволяет даже задумываться об ее эффективности. Возможно, поэтому, признавая, что важнейшим критерием оценки бизнеса является эффективность, понятие это крайне редко связывают с филантропией. А ведь эффективность, спланированная и прогнозируемая, - неотъемлемая составляющая любой предпринимательской деятельности. Вытрите слезы - начните работать Почему-то благотворительность в России традиционно сопровождается ореолом слезливости и юродивости. Привычка принимать филантропические порывы как нечто обязательно тайное, ни в коем случае не выставляемое напоказ, лишает не только бизнес, но и в первую очередь все гражданское общество возможности открытого и равноправного диалога, обнажая крайности процесса - бессистемную благотворительную самодеятельность, с одной стороны, и требовательное люмпенство - с другой. В результате социальные проблемы, требующие незамедлительного вмешательства обеспеченных слоев общества, важные как для предпринимательской среды, так и для не социализированных групп, не находят должного и оперативного решения. Тем не менее третий - некоммерческий - сектор в России есть. Результатом длительной, серьезной, последовательной работы стало то, что 2006 год объявлен Годом благотворительности в России, а это уже государственный статус. Инициатива тем не менее принадлежала частным благотворительным фондам, частным лицам и ...PR-агентствам. Как ни парадоксально это звучит, ситуация с благотворительностью в России вовсе не безнадежна. Некоммерческий сектор в России в последние годы стремительно развивается. Объем средств, направляемых частными лицами и бизнесом на благотворительные проекты, растет. По разным оценкам, он составляет от 0,5 до 2 млрд долларов в год. Если в европейских странах (в Англии, например) считается должным тратить на благотворительность порядка 0,5% чистой прибыли, то в России на эти цели сегодня расходуется до 1,5% прибыли. Конечно, эта цифра станет менее значительной, если принять во внимание особенности финансового учета современного российского бизнеса. Но даже несмотря на это объем благотворительной помощи бизнеса огромен! При этом некоммерческий сектор плотно окружен ложными стереотипами: СМИ мало интересуются филантропическими деяниями, считая их скучными для бесплатного освещения, в бюджетах же некоммерческих фондов деньги на продвижение не предусмотрены. Эффективность расходования средств на благотворительность зависит от наличия у бизнеса стратегии этой самой благотворительности. Но в не меньшей степени эффект расходуемых денег обусловлен и общественным мнением, т. е. насколько население России осведомлено о благотворительности, благотворительных организациях, источниках благотворительной помощи и насколько осознаются приоритеты донорской деятельности. 'Большинство организаций сейчас существуют на российские деньги, просто об этом никто не хочет писать, - считает Фаина Захарова, сотрудник российского представительства британского фонда CAF. - На начальном этапе, в 90-е годы, многие программы поддерживались зарубежными фондами, но соотношение это резко меняется сейчас в пользу российских денег'. В связи с этим актуальным становится вопрос: как привлечь внимание общественности к филантропической деятельности? Донорское сообщество озаботилось проблемой установления взаимопонимания с обществом. В Форуме доноров сформирован Комитет по связям с общественностью. Теме PR некоммерческого сектора уделяется большое внимание на всех конференциях и круглых столах, собирающих представителей НКО. В деятельности различных благотворительных фондов все чаще встречаются нестандартные проектные подходы, важной составляющей становится информационная работа по разъяснению смысла тех или иных грантовых программ. Не стоит изобретать велосипед Тем более что есть мотоцикл. 'Ударить мотопробегом по бездорожью' - мысль, сформулированная еще сыном турецкоподданного, - показалась весьма интересной и своевременной: идея лорда Николаса Фейрфакса провести мотопробег в поддержку российской благотворительности вызвала интерес у группы британских предпринимателей и представителей аристократии. Патроном мотопробега выступил Его Королевское Высочество Принц Великобритании и Северной Ирландии Майкл Кентский. Ралли поддержал Британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation (CAF), имеющий представительство и в России. Фонд CAF Russia организовал грантовый конкурс на получение помощи в рамках благотворительного мотопробега. Было определено 15 проектов от Владивостока до Санкт-Петербурга, которым выделялись гранты. Зарубежные спонсоры Ралли - компания BMW, предоставившая участникам новые мотоциклы, машину сопровождения и полный сервис на протяжении всего путешествия; P&O Nedlloyd взяла на себя хлопоты по доставке из Великобритании на Дальний Восток мотоциклов и вещей участников ралли; PR-поддержкой на территории Великобритании на безвозмездной основе занялось агентство Good Relations. Взнос в грантовый фонд Ралли сделали еще около десяти английских компаний. С российской стороны основным донором проекта стал Фонд Дмитрия Зимина 'Династия', серьезную финансовую и спонсорскую помощь оказали Дальневосточное морское пароходство (Fesco), компания 'Шеврон Тексако Нефтегаз Инк', ОАО 'Альфа-Банк' (Программа спасения тяжелобольных детей 'Линия жизни'). Партнеры мотопробега: Kaufman collection, 'Аэрофлот', Российский Национальный оркестр (Санкт-Петербург), Аsmap. Информационные партнеры акции - Интерфакс, журнал 'МОТО'. Помимо 'операторских' задач по работе с донорами, CAF было поручено выбрать партнера для PR-сопровождения проекта. Найти в России PR-агентство, способное в условиях бюджетного дефицита провести кампанию практически по всей стране, оказалось непросто. В августе 2004 года директор фонда Ольга Алексеева предложила сотрудничество PR-агентству 'Ньютон'. Почему именно ему? Дело в том, что агентство уже имеет опыт PR-сопровождения некоммерческих проектов. К тому же проект 'Ралли Белых ночей' уникален по своему географическому размаху. На сегодняшний день в России очень мало агентств, имеющих столь масштабный географический охват деятельности. 'Ньютон' же ведет проекты уже в 60 городах 26 крупнейших регионов страны. Многие из них вошли в историю развития общественных связей и заслужили высокую оценку профессионального PR-сообщества. Можно сказать, что 'послужной список' и опыт межрегиональной работы стали основой доверия именно к специалистам 'Ньютона'. С другой стороны, организаторы Ралли искали финансово сильного партнера. Организаторы финансировали исключительно накладные расходы на реализацию мотопробега. Собственно, работа агентства явилась благотворительным вкладом в проект. Забегая вперед, скажем, что за 'Ралли Белых ночей' PR-агентство 'Ньютон' в 2005 году было удостоено специального приза Попечительского совета Национальной премии 'Серебряный Лучник'.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|