|
'Использование слухов' Слухи представляют собой отдельный специфический тип коммуникации, при котором информация используется без указания источника. Важным условием для распространения слухов является невозможность критического обсуждения получаемой информации, принятие ее на веру. Чаще всего такое бывает при неформальном общении, при неиспользовании каналов массовой коммуникации. Поэтому важную роль в распространении слухов играют неформальные помощники, являющиеся передатчиками соответствующих настроений на бытовом уровне. Распространению слухов способствует слабая информированность населения, отсутствие доступа населения к СМИ либо недоверие к ним.
'Кампания дискредитации' Цели этого метода: дискредитировать в глазах избирателей вырвавшихся вперед соперников; вывести соперников из равновесия (заставить делать опрометчивые шаги, ломать график избирательных кампаний и т.д.), а в идеале - вообще вывести их из борьбы вплоть до аннулирования результатов выборов; придать положительный имидж самим разоблачителям.
'Фронтальная атака' При грамотном ведении избирательной кампании необходимость во фронтальной атаке возникает крайне редко. Как правило, фронтальная атака включает в себя обнародование неприятных фактов из биографии соперника. Естественно, такими фактами могут стать сведения о его деловых махинациях, заведенном прокуратурой деле, многократной измене партийным идеалам и похищении партийных денег, присвоении квартиры какого-нибудь пенсионера и т.д. Обнародовать интимные скандальные факты биографии и т.п. в наших условиях бессмысленно - это может прибавить популярности. Разовая фронтальная атака эффективна за 4-6 дней до выборов. При этом, чем крупнее выборы и сложнее доступ к СМИ, тем раньше нужно наносить удар. Необходимо учитывать и то, что любой выброс компромата в последние дни, прежде всего снижает общую явку на выборы, а уже затем по достаточно сложной схеме вызывает перераспределение неустойчивой части электората. Серийная атака обычно начинается за 6-7 дней. Однако следует учитывать, что не исключается возможность вступления в конфликт с законодательствами некоторых регионов, запрещающих ведение пропаганды против кандидатов за определенный срок до выборов. Перед началом атаки прорабатывается несколько вариантов реакции на нее со стороны атакуемого.
'Партизанская атака' Она заключается в том, что удар наносится косвенно, либо по договоренности лидеров второго уровня. Вариантом 'партизанской' атаки являются различные провокации, как наружные, так и в СМИ, на рекламных носителях и даже в органах власти. Примерами могут служить факты сбрасывания листовок конкурентов с самолета на городs либо приклеивание их на стекла автомобилей. Удар по сопернику наносится совершенно посторонними лицами. Настоящего организатора можно вычислить, но в суде ничего не удается доказать. В предстоящих выборах контрпропагандистские акции, вероятно, будут использоваться весьма активно, поэтому нелишне быть к этому готовым и уметь обороняться в 'войне не по правилам'. Перечислим некоторые техники противодействия контрпропаганде.
'Доказательство ложности, ошибочности некоторых пунктов пропаганды противника' Метод состоит в том, что конкурент напрямую опровергает различные темы, линии пропагандистской кампании противника. Без дополнительных мероприятий этот метод редко бывает эффективен. Прежде всего, это связано с психологическими особенностями восприятия человека: разрушить создавшийся стереотип значительно сложнее, чем создать новый. Западные специалисты предлагают следующие пять стратегий опровержения негатива: признать, объяснить, извиниться, игнорировать, нападать на источник негатива. Можно предложить и шестую стратегию - бить в ответ по слабым местам оппонента. Смыслом данной стратегии является следующее: все пять стратегий представляют собой борьбу с оппонентом на его поле, где позиции 'нашего' кандидата заведомо слабы. Шестая же стратегия переводит борьбу на поле 'защищающегося', он уже сам диктует правила.
'Умышленное непринятие во внимание некоторых тем пропаганды соперника' Метод состоит в игнорировании тех или иных тем, линий, пунктов пропаганды противника. Надо сказать, что негативная тема, которую долго обсуждают, наносит больше ущерба, чем та, о которой быстро забывают. Этот метод достаточно эффективен, однако российские политики привыкли расценивать любой малозначительный факт биографии конкурента как 'жареный'. Поэтому у нас в выборных кампаниях достаточно трудно искусственно 'создать' информационный голод.
'Использование контрслухов и контрдоводов' В силу специфических особенностей слухов одним из наиболее эффективных методов противодействия является использование соответствующих контрслухов. Либо (что более эффективно) - использование контрдоводов, которые, в отличие от слухов, основаны на логике.
'Установка фильтров' Суть этого метода такова - с помощью средств массовой информации, слухов запускаются простые 'переключательные критерии' типа: 'Громче всех 'держи вора' кричит сам вор', или 'Если человек работал - показывает дела, если не работал - занимается контрпропагандой'.
'Прививка' В основе этого метода - подготовка нескольких историй, слухов, содержащих негативные факты, которые кандидат/партия хотят 'обнародовать'.
'Показать технологию' Суть приема: представитель (доверенное лицо) кандидата/партии вместо или вместе с ответом на поставленный вопрос, связанный с негативным слухом о кандидате/партии, рассказывает, как его 'снижают', делает прогноз возможных слухов и предлагает аудитории сделать свои предположения.
'Осмеяние' Использованные противниками слухи осмеиваются, доводятся до абсурда, подаются в виде перехваченных 'директив из Центра'.
Страницы: 1 2 3
|
|
|
|
|