|
В отечественной литературе по организации избирательных кампаний предлагается строить программы кандидатов по следующей схеме:- Констатация существующих в обществе проблем.
- Основные меры по решению этих проблем, необходимые по мнению кандидата в депутаты.
- Возможный вклад будущего депутата в осуществление этих мер (выдвижение законопроекта, реализация программы социальной помощи, содействие учреждению фонда и т.д.).
Кандидату, не проживающему постоянно в регионе, где принято решение баллотироваться, практически невозможно выиграть, если соперник - действующий и успешный правитель, разумнее попытаться внедриться в другом округе. Популярного политика (имеется в виду как местный лидер, так и человек со стороны, обладающий уже укрепившимся в сознании электората имиджем) радикально изменить нельзя. Тем более, что в регионах устойчивы стереотипы, возникшие достаточно давно, - и основная причина этого то, что лидеры национального масштаба обращают свои взоры на региональные проблемы только в период выборов в Государственную думу, либо вообще оставляют их без внимания. Егор Гайдар когда-то сказал, что Дальневосточному региону нет места в его экономических программах, с тех пор прошло несколько лет, но люди помнят обиду. И если вдруг он решит занять губернаторский пост где-нибудь в глубинке, Дальний Восток будет последним в списке возможных вариантов. При противостоянии местного и 'чужака' последний должен убедительно и доходчиво доказать населению, что он многое сможет сделать в силу своих связей, известности, обширного опыта работы, умения решать конкретные проблемы. Акцентировать внимание на решении тех проблем, которые под силу только ему и с которыми местные власти до сих пор не справлялись и справиться из-за собственной беспомощности не смогут. Если он до достижения вершин власти когда-то был избран в регионах - что он там сделал для людей исключительного, такого, чего не могли добиться другие? Профессиональный опыт, занимаемая до этого, желательно более высокая, должность имеют существенное значение - если справлялся с большим грузом обязанностей, то подавно справится и с новыми. Известного (местного или нет) политика необходимо представить по-новому. Что может быть новым? Новые связи между качествами. Новые акценты на известных качествах в трансформации на новую реальность. Новые ситуативные контексты. Трансформация недостатков, ставших достоянием общественности, в достоинства. Можно вызвать сочувствие, сострадание. Русскому народу свойственно жалеть и окружать ореолом 'святости' гонимых властью (Коржаков), несправедливо оболганных (Руцкой), обиженных, обманутых (Лебедь), но при условии, что эти люди ранее зарекомендовали себя как сильные личности (те же Коржаков, Лебедь - непонятые, не прижившиеся в центре, значит - хорошие, честные, не погрязшие в коррупции). Для лидера 'со стороны' необходимо опираться на человеческие характеристики, более, чем другим, подчеркивать, что он близок к народу (родился, вырос, трудился в провинции, ценит традиции), вообще основное внимание уделить тем качествам, которые создают впечатление теплоты, человечности, поскольку всегда существующий разрыв между лидером как таковым и массой увеличивается прямо пропорционально удаленности от столицы. Один из излюбленных приемов политических стратегов - так называемые 'свидетельства знаменитости' - безусловно, очень эффективный способ мобилизовать народ к избирательным урнам. Особенно активно на региональных выборах используются концертные выступления известных исполнителей, своего рода агитбригады. Однако на этом пути может встретиться очень много подводных камней, начиная с недоумения - откуда такие деньги? - до возможности вообще потерять доверие избирателей (что, на наш взгляд, и произошло с Сергеем Лисовским). Не стоит забывать и о том, что приглашение известного лица может сработать как образ-вампир и затмить 'предмет' рекламы. Золотое правило - соотнесение уровня выборов с размахом политических акций. Нашумевший визит в Красноярск стареющего кумира миллионов женщин Алена Делона в рамках кампании генерала Лебедя (и чтобы там не говорили о их теплой и бескорыстной дружбе - не верю!) напоминает пальбу из пушки по (да простят меня жители Красноярского региона) воробьям. Вообще, выступление известного лица в поддержку кандидата рекомендуется использовать не более одного раза, чтобы не возникало эффекта его восприятия как 'заказной' рекламы.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|