|
При этом эксперты отмечают, что совсем отказались от рекламы те, чей бизнес уже 'лежит'. Например, большинство щитов, расположенных на федеральных трассах, содержит текст: 'Здесь могла бы быть Ваша реклама' или т.п., хотя раньше они пестрили предложениями о продаже земельных участков и коттеджей. 'Урезали бюджеты около 70% всех коттеджных поселков, - сообщает генеральный директор компании 'Гео Девелопмент' Максим Лещев. - Мы рекламные и маркетинговые бюджеты сократили на 90%. Отдел маркетинга упразднили вовсе. В нынешних условиях стоит создавать собственные рекламные источники'. По мнению Игоря Березина, сворачивание рекламных кампаний не касается крупных рекламодателей: 'Сократили бюджеты - это да. Ушли с радио, из прессы, из 'наружки' - в телевидение, в Интернет'. Снеговская отмечает, что в сложившейся экономической ситуации не стоит вдаваться в крайности - полностью прекращать любую рекламную деятельность или пытаться привлечь большое внимание к теме кризиса. Однако найти золотую середину пока мало кому удается. Разве что один из банков недавно разместил на своих щитах отвлеченные, привлекающие внимание фразы. Например: 'Не так страшен кризис, как антикризисная суета'.
Цепная реакция
Превращение кризиса в бренд, а затем и в тренд - далеко не российское изобретение. На Западе маркетологи оперативно отреагировали на потрясения. В крупнейшей сети ресторанов быстрого питания стартовала акция 'Гамбургер за доллар'. В рамках антикризисной программы сотня гонконгских ресторанов в течение полугода по очереди обещали готовить полноценные блюда за 13 центов, а испанский ресторан Dario разработал обед за один евро.
На фоне финансового кризиса и связанного с ним кризиса доверия к брокерам независимые финансовые консультанты в США стараются отделиться в сознании потенциальных клиентов от скомпрометировавших себя брокерских контор и оттянуть заказчиков от них, для чего среди прочего переходят на продвинутый софт на базе Web 2.0.
Люксовые бренды готовы идти на беспрецедентные уступки клиентам. Например, компания Air Partner предлагает существенные скидки на полеты своих бизнес-джетов (тарифы - от $4700 в час, скидка - до 10%).
В Германии власти ввели 'премию за утилизацию': правительство выделяет из бюджета 2500 евро тому, кто утилизирует старый автомобиль и купит новый. Новым, как правило, оказывается самый дешевый автомобиль, например Lada Kalina, которая за вычетом 2500 евро 'премии' стоит в Германии 6000 евро (в России - от 250 070 руб., или 5508 евро). Lada в январе-феврале в Германии продавалась лучше, чем Jaguar, и переместилась с 34-го на 30-е место в списке самых популярных марок.
Блогпост Бизнесмены давно освоили блогосферу - интернет-дневник есть не только у Михаила Прохорова, но и у его группы 'Онэксим'. Однако блоги 'бизнес-селебритис' никогда не были столь популярны.
После вынужденного отъезда из России экс-владельца 'Евросети' Евгения Чичваркина его интернет-дневник стал единственным 'живым' контактом с опальным бизнесменом и несостоявшимся политиком. Глава НРК Александр Лебедев в своем блоге ругает Сергея Полонского, который, в свою очередь, публикует на личной страничке душещипательные стихи вперемежку с обещаниями найти того, кто 'заказал' Mirax. Событием февраля стало появление в блогосфере бизнесмена Олега Тинькова, который 'постит' фотографии из путешествий и рассказывает, почему менеджеры среднего звена виноваты в кризисе. Сопровождая посты постскриптумами: 'Я пишу это из офиса своего банка: Поспорим?', за несколько дней бизнесмен собрал более 5 тысяч постоянных читателей. 'Неформальность, оперативность и актуальность - вот, что привлекает людей в блогах. Возможно, в кризисные времена людям не хватает этого', - говорит Александр Шишкин, начальник отдела маркетинга и рекламы 'ERGO Русь'. Артур Цатурян же считает, что в действительности повальное увлечение предпринимателей и политиков блогами больше похоже на обязательный аксессуар для бизнес-элиты вроде телефона Vertu или спортивной сумки Louis Vuitton. Савуляк добавляет, что толковый и часто обновляемый интернет-дневник очень эффективен в плане PR и 'партизанского маркетинга'. При этом в Интернете есть возможность осуществления более точного таргетинга. При этом затраты на рекламу в виртуальном пространстве на порядки ниже, чем в offline. Отчасти поэтому увлечение блогами связано с общим увеличением PR-активности, которое произошло пропорционально сокращению бюджетов на рекламу.
Блоги позволяют внести в процесс коммуникаций чуть больше личного отношения. Например, Тиньков, рассказывая в блоге про духовное просветление, не забывает давать ссылки на свои финансовый и ресторанный бизнесы, а также на интервью в деловой прессе.
Однако переезд пиара и рекламы в Интернет не состоится. Березин отмечает, что 5 лет назад на провижение с помощью Сети приходилось менее 1% от общего рекламного (ATL) рынка в стране, в 2008 году - около 3%. 'В текущем году эта доля, может быть, вырастет до 4%. При этом на интернет-рекламу будет потрачено в 15 раз меньше, чем на рекламу на телевидении, - полагает эксперт. - К тому же этот вид продвижения сложно назвать дешевым. Если говорить о цене за 1000 контактов, то Интернет дороже центрального телевидения раз в 10 - 15. Но если вас интересует узкая и специфическая аудитория, то пристойную рекламную кампанию в Интернете вы можете провести за несколько сотен тысяч рублей, а не за десяток миллионов, как на телевидении. А что касается блогов бизнесменов, так у них просто появилось больше свободного времени'.
'Блогеры - лидеры мнений - всегда были и остаются эффективными инструментами влияния на потребительские настроения. С другой стороны, человек больше рефлексирует именно в сложные периоды. Возможно, именно кризис вызвал к жизни многие новые блоги, хотя я не назову это тенденцией', - добавляет Михаил Лоскутов, директор по маркетингу холдинга 'МИЭЛЬ'.
Товар или лицо
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|