|
К примеру, вряд ли кто из нас обратил внимание, что в финале рекламного ролика покрышек Pirelli, который крутился по российским телеканалам, известный футболист Рональдо стоит на горе, раскинув руки в виде креста. А вот в Италии, Испании, Франции показ этой рекламы вызвал серию скандалов. Католическая церковь в этих странах признала ролик Pirelli кощунством и богохульством и даже пыталась запретить его показ: неприлично 'передразнивать' Христа. По мнению верующих, опошление сакральных религиозных актов обесценивает моральные ценности, и попустительство в этом вопросе может привести к тому, что уже завтра в рекламе Иисус на кресте будет торговать чуть ли не колготками. Такая же реакция была и на шестидюймовую шоколадку в форме распятия, выпущенную компанией Russel Stover. Набожных католиков, понятно, такой подход возмутил. Позже к протестам подключились и высокопоставленные церковные представители, посчитавшие, что шоколадная версия распятия не самый удачный способ выражения религиозных чувств.
Кстати, похожая, хотя и чуть более спокойная реакция на рекламные щиты, в частности, с обыгрыванием библейского сюжета по мотивам известного полотна Филиппа Шампеня, наблюдалась и у нас. Речь идет об отечественном креативе от Рамблера - поисковой системы в Интернете - со слоганом: 'Найди себя. Ты ищешь - мы находим'. По мнению Общественного комитета 'За нравственное возрождение Отечества', направившего протест в Федеральную антимонопольнюу службу с требованием демонтировать кощунственную рекламу интернет-холдинга Rambler, говорится о циничном использовании религиозных символов, оскорбляющих этой рекламой, где используется священный для христиан образ Тайной вечери, чувства верующих.
Подстерегают опасности и тех, кто обыгрывает в своей рекламе даже не религиозные святыни и символы, а затрагивает лишь обычаи этнического вероисповедания. Например, некоторое время назад, когда на столичных улицах появилась реклама торгового комплекса 'Москва' с изображением еврея на плакате и слоганом 'Москва' работает и по субботам', антимонопольная служба вынесла решение, по жалобе ортодоксальных представителей еврейской общины о неэтичности подобных информационных материалов. Что характерно в ряде случаев, неподобающий контекст в креативной концепции обнаруживают 'заинтересованные' зрители, при том что авторы рекламы даже и не имели намерений притягивать какие-либо религиозные догматы. В нашей стране депутатам законодательного собрания Красноярского края показалось, что рекламный ролик нового тарифного плана сети 'Билайн' 'Мобильные вампиры' оскорбляет религиозные чувства граждан. Суть рекламы в привлекательности сверхнизких ночных тарифов, то есть лучше спать днем, а ночь использовать для разговоров по мобильному. Отсюда и художественный образ вампира, причем без страшилок, кровавых сцен и всего того, что могло бы негативно отразиться на чувствах верующих. Другое дело, когда рекламные щиты, на которых изображены черти, как это было в случае с напитком Red Devil, располагаются вблизи православных храмов, что, с точки зрения горожан, является прямым оскорблением чувств верующих людей и, соответственно, веской причиной для запрета распространения таких постеров. Еще одним явным запретом, связанным с господствующими в той или иной конфессии представлениями о пристойности и деликатности, является эротическая тематика. Компания NEWSru Israel провела сравнительное исследование частоты появления 'сексуальных терминов' в сообщениях ряда палестинских и международных агентств. Согласно полученным данным, за 2005-й год палестинское официальное агентство WAFA публиковало статьи, включающие слова 'sex' (не как 'пол') или 'sexual', 15 раз - и всегда в сочетании с 'torture' (пытка) или 'abuse' (жестокое обращение), причем, как правило, речь шла об издевательствах в отношении несовершеннолетних. Независимое агентство PNN за год употребило эти слова лишь дважды - оба раза в контексте сексуального насилия. Агентство Palestine-Inf', работу которого поддерживает 'ХАМАС', 9 раз напечатало 'sex' или 'sexual' - речь шла либо о насилии в израильских тюрьмах, либо о сексуальных скандалах в Израиле, о которых писала израильская пресса. Слово 'rape' (изнасилование) WAFA упомянула в 7 статьях, PNN - в 5-ти, Palestine-Info - в 10-ти (данное агентство зачастую называет сексуальные унижения 'главным оружием сионистов против мусульманских женщин'). При этом ни одно палестинское агентство, ни в одном сообщении, ни разу не употребило слово 'erotic' (любовный, эротический). Не в особой чести у палестинцев и глагол 'kiss' (целовать). Агентства 'PNN' и 'Palestine-Info' старательно его избегают. 'WAFA' упомянула это слово 10 раз за год, и всегда это был 'последний поцелуй', как правило, покойника. Слово 'lover' (любовник, любовница) тоже крайне редко встречается в лентах палестинских агентств, да и то лишь благодаря особой терминологии покойного Ясера Арафата, которую переняли некоторые палестинские чиновники: 'lovers of democracy', 'peace-lovers', 'freedom-lovers'. 'WAFA' использовала эти словосочетания в 2005-м году 3 раза, Palestine-Info - 3 раза, PNN - ни разу. Для сравнения, слова 'sex' и 'sexual' упоминались в сообщениях агентства Reuters примерно 270 (из них - в 220 сообщениях не было слов 'torture', 'abuse', 'rape'). CNN использовала эти слова в 260 сообщениях (из них 150 - 'позитивных'). 'Синьхуа' - 250 раз (200 - 'позитивных'). Слово 'erotic' за последний год употреблено агентством Reuters - около 60 раз, CNN - 10, 'Синьхуа' - 20. Весьма распространены и новости, в которых звучит слово 'lover': Reuters - почти 300 раз в году, CNN - 70, 'Синьхуа' - 120. С другой стороны, не дремлет 'пуританский дозор' и в самом Израиле. Там некоторое время назад, в соответствии с рекламным контрактом от ведущего местного 'мыльного' бренда Lux, появились плакаты одной из участниц 'Секса в большом городе' - Сары Джессики Паркер в суперкоротком платье для коктейлей. Реакция верующих не заставила себя ждать - раввины пригрозили производителю бойкотом его продукции. На следующий день героиню сериала 'приодели' - в соответствии с погодой, как объяснили в компании, во всяком случае, после наклеенных кусочков ткани на ее руки, спину и бедра платье определенно стало скромнее.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|