|
На сегодняшний день в первом чтении принят законопроект, вводящий льготы для 'социалки'. Артем Шадрин, заместитель директора департамента стратегического управления Минэкономразвития, рассказывает: 'Законопроект, касающийся социальной рекламы, призван снять барьеры, которые стоят на пути благотворительной деятельности. СМИ получат возможность не платить НДС за безвозмездно размещенную и изготовленную социальную рекламу. А НКО освободят от выплаты подоходного налога за размещение и изготовление такой рекламы. При этом понятие социальной рекламы регламентируется законом 'О рекламе' и никак не меняется. Соответственно, если кто-либо попытается разместить обычную рекламу под видом социальной, то обязательно попадет под расследование ФАС и в конечном итоге под суд'.
Поправка, освобождающая СМИ от выплаты НДС с размещенной безвозмездно социальной рекламы, пока не вступила в силу, поэтому юридические департаменты большинства СМИ категорически против того, чтобы связываться с 'социалкой'. По факту налоговая служба редко инициирует расследование, если медианоситель размещает бесплатный макет или ролик. Но это такая 'красная кнопка', нажав на которую можно уничтожить любую газету, журнал или телеканал, если те участвовали в благотворительной кампании. И поэтому спонсоры зачастую оплачивают также и размещение социальной рекламы. Либо используют более 'инновационный' путь, придуманный правительством Москвы.
Земля - народу
В последние пару лет муниципалитет столицы отказался от использования термина 'социальная реклама' в пользу социально значимой городской информации. Под этим определением правительство Москвы может понимать рекламу любого предприятия, в котором у города имеется доля. К примеру, это авиакомпания 'Атлант-Союз', ЗИЛ, фабрика 'Большевичка' и т. д. Вся реклама, где присутствует герб Москвы, проходит как социально значимая информация и в теории должна размещаться бесплатно. На практике за нее часто платят деньги, но гораздо меньше и не в бюджет, а в карман чиновникам. В столице работает специальная межведомственная комиссия, которая и принимает решение, размещать ли 'безвозмездно' тот или иной креатив или он не несет в себе социально значимой нагрузки. Комиссию формирует Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы. 'Нет публичных данных о составе комиссии и, главное, о том, что эта комиссия решила размещать в качестве социальной рекламы. Я думаю, что до половины так называемой социалки, размещаемой через комитет, ею по факту не является. Например, если общественная организация не просто хочет сказать 'Люди, будьте добрее' и указывает телефоны, адрес, название, то ей обычно отказывают с комментарием 'Это не очень похоже на социальную рекламу'. Но при этом повсюду можно видеть рекламные щиты концертов, этой рекламой залеплен весь город. И там указывается все, включая стоимость билетов, где купить и т. д.', - удивляется Вайнер.
Возглавляет комитет рекламы 'человек Лужкова' Владимир Макаров, в феврале вернувшийся из СИЗО. Против него было выдвинуто обвинение в превышении служебных полномочий. По мнению следствия, он незаконно предоставлял 50-процентные скидки по арендной плате рекламным компаниям 'Столица-М' и 'Мосгорреклама'. Ущерб городскому бюджету таким образом составил 131 млн руб. Макарова освободили из-под стражи под поручительство председателя Мосгордумы Владимира Платонова. А экс-мэр Юрий Лужков неоднократно заявлял в прессе, что Макаров невиновен, так как действовал по приказу непосредственного начальника - Валерия Шанцева, бывшего вице-мэра. Тот, в свою очередь, утверждает, что таких распоряжений не давал. В июле прошлого года за получение взятки был задержан заведующий сектором городской рекламы Комитета рекламы, информации и оформления Москвы Игорь Гаврилов. Как сообщили в СКП России, чиновник лично получил от замдиректора одной из коммерческих фирм в качестве взятки 3,25 млн руб. 'Деньги были переданы за нерасторжение ранее заключенного с фирмой договора по итогам открытого конкурса на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации (видеоэкранов малого городского формата) на имуществе города Москвы', - заявили в СКП.
Новый мэр Сергей Собянин на днях лично высказал недовольство деятельностью комитета. По его наблюдениям, город перегружен рекламой, при этом неясны правила игры, существует 76 концепций размещения рекламы, конкурсы на медианосители выигрывают никому не известные компании, а под видом социальной рекламы размещается коммерческая. На такие мысли его навело коллективное письмо, подписанное президентом Национальной ассоциации визуальных коммуникаций Максимом Ткачевым, председателем Комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России Андреем Березкиным, президентом Региональной ассоциации наружной рекламы и информации Данилом Першиным. В документе содержится просьба освободить от полномочий Владимира Макарова. По наблюдениям игроков этого рынка, с 2004-го по 2010 г. площадь наружной рекламы в Москве увеличилась с 83 000 кв. м до 123 000 'квадратов'. Аппетиты комитета настолько разрослись, что рекламу стали размещать даже на дорожных знаках, что противоречит логике и всем мыслимым законам.
В частности, под пунктом номер 4 в письме идет следующее заявление: 'Все операторы наружной рекламы под видом социальной рекламы бесплатно размещают коммерческую рекламу организаций, которые имеют договоренность с Комитетом по рекламе о попадании в увеличенную (с установленных федеральным законом 'О рекламе' 5% до 15%) квоту на социальную рекламу и городскую информацию. Вместе с этим фонды и организации, в действительности занимающиеся благотворительностью и имеющие потребность в размещении подлинной социальной рекламы, часто не могут пробиться через бюрократические барьеры'.
Суть схемы проста - у правительства Москвы есть в распоряжении городская земля, на которой размещаются рекламные щиты и прочие конструкции. В договор с оператором наружной рекламы о том, что тот будет устанавливать эту конструкцию или обслуживать ее, включался пункт о безвозмездном предоставлении городу 15% всех рекламных емкостей. Это не только щиты, но также реклама на транспорте, в метро, лайтбоксы на остановках, телеканалы, аффилированные с правительством Москвы, например 'Столица'. Эти рекламные возможности активно продаются спонсорам, а фактически - коммерческим рекламодателям. На улицах города можно видеть принты, лишь слегка завуалированные под 'социалку', со слоганами 'Пейте воду!', 'Человек на 70% состоит из воды'. Это реклама производителей фильтров для воды 'Барьер' и 'Аквафор', о чем говорит крупный логотип спонсора сей 'информационной кампании'. За годы применения подобной схемы появилось множество посредников, предлагающих коммерческим организациям провести 'социальную рекламную кампанию'.
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|