|
Вот так: московские адепты культа 'Нефтяной Венеры' (название романа модного писателя Александра Снегирева) не желали отказываться от сложившихся ритуалов потребления, ибо твердо знали, что от стола их не погонят, и потный бег с препятствиями - не их спортивная дисциплина. 'Римские добродетели': презрение к труду и изощренный Досуг Новая эпоха требует новых героев. По общей стилистике, отношению к труду и к жизни, Россия стыка 'нулевых' и 'десятых' напоминает эпоху декаданса Римской Империи. Римляне эпохи 'стабилизации' Несмотря на строительство величественных сооружений, коими мы восторгаемся по сей день, римляне имперского периода презирали труд. Стратегией успеха было попадание 'в струю' - обзаведение покровителем-патроном и умелое 'маневрирование между струйками', дабы однажды тебя вынесло прямо на мощный поток благ и привилегий. А блага и привилегии легко конвертируются в 'свободный график' и интересный, разнообразный досуг, где, как говорится, на вкус и цвет... Кстати о 'свободном графике', модной теме наших дней. Чем менее утомительным становится хождении в присутствие, тем больше разговоров о так называемом 'офисном рабстве'. У современных российских менеджеров, которые, подобно гражданам Рима, получают скорее не заработную плату, а разновидность рентного платежа, принято жаловаться на притеснении личности в офисных стенах. Самое интересное, десять лет назад, когда все действительно вкалывали по 12 часов в день, и за спиной у каждого стояли людоеды или мегеры, обещавшие в порошок стереть и на улицу без выходного пособия выкинуть, таких разговоров не было. А сейчас, когда на работе проводят не более 8 часов, из которых реально работают максимум 4-5, а остальное время сидят в Интернете и с коллегами социализируются, все клянут корпоративную судьбинушку и ноют, ноют, ноют... Предел мечты в этот 'офис' вообще перестать ходить, поскольку 4 часа работы в день - это как-то многовато. В русском языке даже появились такие неологизмы как 'внеслужбинг' и 'деконторинг'. И, конечно же, великая русская легенда о фрилансе. Те, кто сталкивался в жизни с настоящим фрилансерами, знают, что хлеб их горек. У них всегда - то густо, то пусто. Когда заказов нет, сидишь лапу сосешь и в долг занимаешь. Когда падает 2-3 заказа сразу, то ни от одного из них не отказываешься, поскольку долги отдавать надо. Как результат, сидишь по ночам и выходным, чтобы все это разрулить. Можно, конечно, назвать это 'свободой', но с очень-очень большой натяжкой. А число фрилансеров, которые имеют неограниченный поток заказов, возможность выбирать между клиентами и достаточно денег, чтобы сделать остановку, когда захочется, а не когда работы нет, в Москве можно буквально по пальцам пересчитать. Зато появились 'псевдофрилансеры', которые имитируют бурную фрилансерскую деятельность, кичатся 'стопроцентно свободным графиком', а на самом деле живут, по большей части, на родительские деньги. В демографическом плане сейчас появился обширный пласт обеспеченных родителей, которые могут предоставить своим взрослеющим отпрыскам вполне безбедное существование, независимо от того, склонны ли те утруждать себя общественно полезным трудом или нет. В 90-е годы число молодых людей, которые могли жить за счет родителей, было крайне невелико (скорее наоборот, тогда было принято помогать обнищавшим в раннюю постсоветскую эпоху родителям). А сейчас на рынок труда (или рынок безделья) выходит поколение 25-летних, чьими родителями являются 'комсомольцы 80-х', многочисленная когорта циников и прагматиков, довольно удачно вписавшихся в рынок российского образца. Эти 25-летние вполне могут позволить себе 'творческий поиск' и 'ненормированный рабочий день' за родительские деньги. Они где-то числятся за символическую зарплату (она настолько символическая, что работодатели, как правило, закрывают глаза на их регулярное отсутствие на рабочем месте), у них есть 'свой проект' (на словах он 'суперприбыльный', а деле требует постоянных вливаний родительских денег, чтобы как-то покрывать существующие издержки и держаться на плаву), а самое главное - у них есть огромный понт, что они 'свободные люди, которые никому ничего не должны'. Через несколько лет такой 'свободы', родители пересадят своих 'внеслужбинговых' и 'деконторинговых' чад на заранее подготовленное теплые места где-нибудь в министерстве или полугосударственной корпорации, где объем безделья и объем получаемых рентных доходов будут находиться в состоянии приятной сбалансированности. Но, увы, не все могут предаться 'деконторингу' за родительский счет. Кому-то все же приходится протирать штаны в постылом присутствии от 'звонка до звонка'. И тут, как в добрые советские времена, чтобы не умереть с тоски и одновременно повысить свою самооценку на помощь приходят хобби. В советские времена люди без конца жаловались, что все теплые места заняты 'блатными' (сейчас при описании подобной ситуации используется термин, что 'социальные лифты плохо работают'). Поэтому нечего рыпаться: лучше ходить в походы, петь про 'изгиб гитары желтой', выслеживать йети на узкой тропинке, поджидать на колхозном гумне инопланетян, а также практиковать в полутемных подвалах полулегальную йогу и вовсе нелегальное карате. Идентичность человека в позднесоветское время определялась именно через его хобби ('вот, Вася знатный походник и КСПэшник'), а не через его должность и профессию (в советское время все работали исключительно 'инженерами').
Страницы: 1 2 3 4 5
|
|
|
|
|