|
1989-90 гг. IBM, Microsoft и Apple выпустили новый шрифтовой формат TrueType. В отличие от PS (PostScript), особенно его разновидности Type 1, он был открытым, то есть доступным любым производителям без необходимости покупать лицензию на использование технологии для его изготовления. Кроме того, TrueType поддерживал систему Unicode, содержащую кодовую таблицу знаков для набора на большом количестве языков. Вместо стандартной кодировочной таблицы, включающей в себя 256 знаков, шрифт Unicode содержит таблицу, способную иметь 1000 и более знаков. То есть, переключая клавиатурную раскладку для применения разных языков, мы имеем возможность брать знаки из одного файла для набора на русском, немецком, грузинском, греческом и прочих языках. Это привело к более лёгкой реализации проектов сверхшрифтов, когда в едином графическом стиле проектируются знаки всех основных языков мира. Как развитие идеи многоязыкового шрифта, возникла система OpenType, основанная на тех же принципах, но реализующаяся как в формате TrueType, так и PostScript. В 1997 г. Adobe и Microsoft объявили OpenType открытым и опубликовали документацию нового шрифтового формата. Главные достоинства OpenType заключались в многоязыковой поддержке и кроссплатформенности. Это означает возможность использовать набранный на каком-либо языке текст на принципиально различных по внутренней структуре компьютерных системах, например Macintosh, PC, Unix. Apple заявила о поддержке формата, начиная с MacOC 9. Первый подобный проект, заказанный фирмой Microsoft известному шрифтовому дизайнеру Джону Хадсону, назывался Сильвайн (Sylfaen). Его кириллическая версия была премирована на международном шрифтовом конкурсе 'Кириллица'99' (рис.13).
Рис. 13. Шрифт Джона Хадсона Сильвайн (Sylfaen), спроектированный для технологии OpenType (1998), должен был включать себя кроме демонстрируемых латинского и кириллического алфавитов греческий, арабские, индийские и многие другие. Кроме всего прочего, имеется возможность использования альтернативных вариантов шрифта, то есть капители, минускульных цифр, дополнительных лигатур, знаков с росчерками и т.д. Вместо создания дополнительного комплекта, соответствующего стандартной 256-знаковой кодировке, можно просто дополнить существующую таблицу. Особенно это важно для многих письменностей, имеющих большое количество знаков или необходимость применения альтернативных букв, как, например, для арабского языка. Развитие цифровых, компьютерных технологий, совершенство способов печати подготовило возникновение не только сверхразвитых по начертаниям гарнитур, но и технологий интерполяции формы на лету, в момент подготовки издания. Фирмы Adobe и Apple выпустили шрифтовые форматы MM (MultipleMaster) и GX. Первый представляет собой развитие формата PostScript, второй - TrueType. Идея заключается в том, что в шрифтовой файл вшито несколько базовых начертаний. Благодаря этому, пользуясь специальным модулем, в программах, работающих со шрифтом, можно было получать интерполированные начертания самых тонких градаций по жирности, ширинности, либо по величине засечек. К сожалению, из-за относительной сложности применения, а также сложности изготовления эти проекты не получили широкого применения. GX как шрифтовой формат прекратил своё применение, ММ и сейчас активно пропагандируется фирмой Adobe. А ведущие шрифтовые дизайнеры фирмы - Кэрол Твомбли и Роберт Слимбах сделали несколько шрифтов непосредственно для применения в этом шрифтовом формате. Шрифты Lithos, Adobe Garamond, Myriad, Adobe Jenson и другие стали образцом симбиоза новейших технологий и высокого художественного уровня в проектировании шрифта (рис.14).
Рис. 14. Шрифты фирмы Adobe демонстрируют возможности технологии MultipleMaster, согласно которой возможны плавные изменения по пропорциям, насыщенности и оптическая корректировка шрифта. Оптическая корректировка предполагает изменение контрастности и пропорций знака при изменении размера кегля. Сверху вниз: Minion (1990) и Sanvito (1993) Роберта Слимбаха, Myriad (1992) - его совместный проект с Кэрол Твомбли. Nueva (1995) и Viva (1993) - Кэрол Твомбли. Наше время - время эклектики, смешения самых различных исторических стилей с чистыми идеями в области формы (форма ради формы), при этом использование возможностей новейших технологий. Яркий пример тому - шрифты уже упоминающихся фирм, специализирующихся на шрифтах для авангардных изданий. У нас также ряд дизайнеров специализируется на подобных проектах: Юрий и Илларион Гордоны, Валерий Голыженков, Александр Тарбеев, Тагир Сафаев и другие (рис.15-21). Рисунки 15-18. Акцидентные шрифты, возможность появления которых обусловлена современной технологией.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|