|
Вспомним, что в 50-е годы прошлого века, в период наивысшего противостояния СССР и США, когда наш ядерный потенциал по боеголовкам составлял около трети от американского, в условиях, когда президент США каждые три года подписывал новый план ядерной бомбардировки крупнейших городов СССР, имея возможность остаться безнаказанными от ответного ядерного удара, речь шла вовсе не о научных свершениях, а о выживании всех нас. И не только как нации, но и просто как отдельных людей. Учитывая, что после величайшей в нашей истории войны, в которой мы потеряли 27 миллионов человек, прошло всего чуть больше десяти лет. Когда политика не давала гарантий безопасности, а СССР был обложен по периметру американскими базами стратегических бомбардировщиков с ядерными бомбами... вдруг 'советы' стали кидать такие громадные средства на бессмысленный для обороны страны проект? Немыслимо! Именно так. Немыслимо. Плюс еще возросший в мире престиж социалистической системы. Первый человек в космосе из СССР! Это определило все. Американцы сняли деньги с гонки ядерных вооружений и тупо вбухивали их двенадцать лет в Лунную программу. Сменили систему образования в стране, сделав его более доступным для граждан за государственный счет, фактически за счет уменьшения роста ядерных боеголовок. И только тогда когда СССР объявил о достижении ядерного паритета с США, они, наконец, поняли, как их 'советы' мастерски развели 'на бабки'. И Лунную программу моментально свернули, даже не запустив две уже готовые ракеты. Проект 'Гагарин' кончился. Космическая гонка потеряла смысл. Я потому так подробно остановился на самом грандиозном советском пиар-проекте, что на примере этого кейса как хрустальном шаре чародея видны все основные части нормальной пиар-кампании, имеющей максимальный резонанс и заставляющей наших врагов делать то, чего им делать совсем не нужно, и, вроде бы, совсем не хотелось. Но главное о том, как влияет на людей гуманитарная составляющая каждого пиар-проекта. Хрущев нашел для своего новостного повода воистину пусто место - космос. Куда вообще не глядели его конкуренты. И запустил туда человека. Однако, даже самые казалось бы удачные методики опережающей контрпропаганды в одноканальной системе коммуникаций возможны были только при монолитной цельности элиты (хотя бы внешней). Как только элита СССР раскололась, одноканальные методы пропаганды перестали действовать и на население. Даже такой мощный и кретивный аппарат общественных манипуляций как Агитпроп ЦК КПСС перестал быть эффективным в условиях усиления альтернативных средств информации. Хотя бы таких примитивных как пишушая машинка, ставшая полиграфической базой Самиздата. 'Эрика' дает четыре копии. И этого достаточно' - пел Александр Галич. Не зря 70-80 годы прошлого века называют 'годами застоя', потому как страна тогда застыла идеологически, превратив марксизм в догматическую квази-религию, перекрыв людям возможность реализовывать себя в соответствии с вызовом времени, а не идей полуторавековой давности. А человек всегда ищет не столько нового, сколько соответствующего времени! В наше время Интернет и камера мобильного телефона завершили картину преображения мира. Одноканальные методики общественных манипуляций просто не действуют, даже в сфере выборов, потому власть и ликвидировала выборы губернаторов. При всем всесилии административном ресурсе она не в силах больше манипулировать массами, как привыкла, а новых двухканальных методик, применительно не к США, а к России, у нее нет. И при нынешнем финансировании изучения общественно мнения и его анализа по отношению к действительной ситуации еще долго не появится. Но у бизнеса несколько другие задачи, хотя бизнес не существует в башне из слоновой кости и находится именно в том обществе и в том гуманитарном окружении, на котором за 20 постсоветских лет были опробованы все западные методики, не только успешно применяемые там, но даже экспериментальные для них. И на 'модные' манипуляции общественным мнением у нашего народа выработалась такая же стойкая идиосинкразия, как в свое время, на коммунистическую пропаганду, которой в 80- годы прошлого века уже не верили даже в том, где она была права. К примеру, классический черный пиар практически перестал воздействовать на сознание людей. Если внимательно проанализировать материалы сайта Компромат.ру, то выясняется, что слова 'вор' и даже 'убийца', перестали действовать по назначению и воспринимаются не только как фон, а как вполне ожидаемая часть шоу. Посыпались обвинения в педофилии, содомии, копрофаги и прочей мерзости, по принципу хоть чем-то зацепить внимание аудитории, путь даже и без какого-либо правдоподобия, как в желтой прессе. Настоящий черный пиар в наше время превратился в банальный донос, с расчетом на оргвыводы власти. С присовокуплением скучных бухгалтерских документов. Отсутствие учета этого фактора, кстати, главный провал пиар-кампании в защиту Михаила Ходорковского.
Страницы: 1 2 3 4
|
|
|
|
|